Богослужебные указания на день текущий с сайта Patriarchia.ru

Богослужебные указания за 16 февраля 2018 года

Пятница сырная. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы.

Равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского. Блгв. кн. Романа Угличского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умягче́ние злых сердец» или «Симео́ново прорече́ние».

Служба попразднства Сретения Господня и правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы совершается вместе со службой Триоди (по 11-й33 Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня на сы́рной неде́ле в сре́ду, или́ пято́к»)34.

Примечание. «Покло́нов не́сть, то́чию по конце́ коего́ждо часа́ по 3 вели́кия покло́ны» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

На 6-м часе: Зах.8:7–17.
На веч.: Зах.8:19–23.

На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы), и святого, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Днесь дре́вле Моисе́ю…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]35, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)36. Чтец: «Аминь»37. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). После окончания вседневного славословия («Слава в вышних Богу…») – поется 1-й трипеснец Триоди с утрени сырной пятницы, глас 6-й: «На Кресте́ ру́це пригвозди́в…» (без ирмосов)38.

По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди…», но – кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь»39. Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Влады́ко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) после «Честнейшую».

На утрене40 на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я.

По 1-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Твоя держава…»). Седален праздника, глас 1-й: «В це́рковь прине́слся еси…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»). Седален праздника, глас 5-й: «Во храм прине́слся еси…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Псалом 50-й.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Песнь 1-я – канон праздника со ирмосом на 641, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 3-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Небе́снаго кру́га…».

По 3-й песни – малая ектения; кондак святого, глас 4-й; седален Триоди, глас 7-й: «Возвы́си Церкве́й рог…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, по 3-й песни канона).

Песнь 4-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 5-я – канон праздника со ирмосом на 442, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»43), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й44 трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса)45.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Вску́ю мя отри́нул еси…».

Песнь 6-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Очи́сти мя, Спа́се…».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос праздника, глас 1-й.

Песнь 7-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 8-я – канон праздника со ирмосом на 4, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благослови́м…».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «А́нгели и Небеса́…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – канон праздника со ирмосом на 4, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Чу́жде ма́терем де́вство…».

По 9-й песни «Достойно есть», по обычаю, не поется. Малая ектения. Светилен Минеи: «Непреме́нне по Ипоста́си…». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля)46.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 6-й – 4 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени; без стиховных припевов; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. там же).

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени).

Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 3 февраля (по выбору).

«Благо есть…» (единожды)47. Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]48, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.

На всех часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На 1-м часе – стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются49. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Непосредственно после поклонов50 иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…». Отпуст 1-го часа (великий): «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

На 6-м часе после Богородична часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…», чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 8-й: «Даждь нам по́мощь…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 1-й: «Бу́ди, Господи, милость Твоя…»; стих: «Радуйтеся, пра́веднии, о Го́споде…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Заха́риина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 3-й: «По́йте Богу нашему, по́йте…»; стих: «Вси язы́цы, восплещи́те руками…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», и прочее последование часа. После молитвы 6-го часа: «Боже и Господи Сил…» – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)

Примечание. «По 9-м часе́, пое́м блаже́нны ско́ро без пе́ния, и про́чее» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 459–460), в Типиконе недомолвка, и изобразительны следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…). Однако он допускает и возможность того, что в Уставе содержится указание на великопостное начало изобразительных (с блаженн: Во Царствии Твоем…).

Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки51:

В храме Господском и Богородицы – кондак святого. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Примечание. В храме Господском кондаки могут читаться в порядке, указанном для храма святого: кондак храма; «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст.

После отпуста изобразительных начинается вечерня.

Примечание. «В пято́к ве́чера, по отпу́сте часо́в а́бие [тотчас – Сост.] начина́ем вече́рню» (Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «А́ще попра́зднство Сре́тения Госпо́дня случи́тся в суббо́ту сыропу́стную»).

Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…»)52, далее – «Приидите, поклонимся…» и 103-й псалом. (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.)

Примечание. Вечерня может совершаться и в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 460–462, 448–451). В этом случае, сразу после трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина начинается вечерня (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь»53, «Приидите, поклони́мся…» (трижды) и 103-й псалом.

Великая ектения. Стихословится 18-я кафизма, после которой – малая ектения.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3 (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского), и Триоди (отцов), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Е́же по о́бразу соблю́дше невреди́мо…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Симео́н…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского)54.

Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»55. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты…»; стих: «Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Заха́риина чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да упова́ет Израиль на Го́спода…»; стих: «Го́споди, не вознесе́ся сердце мое…». (Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Испо́лним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава» – Триоди (отцов), глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).

По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Бо́же оте́ц наших…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь»56.

Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во объя́тиих…», и, по обычаю, поются многолетны.

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных, то окончание ее следующее57. После возгласа сугубой ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]58, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина59. Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Иже во объя́тиих…», и, по обычаю, поются многолетны.

Примечание. «И быва́ет трапе́за по обы́чаю, я́коже в сре́ду сы́рную указа́ся. На трапе́зе же чтем Сло́во о посте́ свята́го Дорофе́я» (Типикон, гл. 49, «В пято́к сы́рный ве́чера…»).

На малом повечерии поется60 служба мц. Ага́фии (с 5 февраля), а также канон о усопших, Октоиха, глас 3-й (без ирмосов)61.

По Трисвятом – кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…».

Литургия в этот день не совершается.

33 Счет Марковых глав может отличаться в зависимости от времени издания Типикона.

34 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458–461.

35 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

36 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458.

37 Конечное Трисвятое не произносится.

38 Ср.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458, 635–636. О порядке пения канонов на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

39 Конечное Трисвятое не произносится.

40 Начало утрени такое же, какое она имеет при непостовом богослужении. Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.

41 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях без трипеснца. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

42 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцем. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

43 Данное указание Типикона означает, что в каноне святого первые два тропаря соединяются и поются «за един», затем поется третий тропарь. Богородичны канона святого опускаются.

44 Первый трипеснец Триоди на утрене не поется, так как он уже «предпе́т на повече́рии» (ср.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

45 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

46 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 31 об.–32.

47 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 459.

48 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

49 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

50 Конечное Трисвятое не произносится.

51 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 459–460.

52 Вечерня начинается обычным началом, поскольку изобразительны завершались отпустом. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 461.

53 В заключение молитвы прп. Ефрема Сирина.

54 Догматик гласа не поется (ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава).

55 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 461, 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).

56 Поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина не совершаются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 462).

57 Ср.: Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 1. С. 72.

58 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

59 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326.

60 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 61–62. О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (28 января).

61 Канон о усопших заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).


Предыдущий день Следующий день